https://ac.gov.ru/news/page/prodat-nelza-zapretit-gde-ze-stavit-zapatuu-28188
Заместитель руководителя Аналитического центра Анастасия Пермякова рассказала на ВЭФ-2025, в каких сферах нашей жизни в ближайшей перспективе появится биометрическая идентификация.
В своём докладе на сессии «Продажи по-взрослому: как обеспечить контроль за оборотом товаров с возрастными ограничениями в онлайне» эксперт представила некоторые результаты опросов, недавно проведённых Аналитическим центром. «Биометрическая идентификация – тема, вокруг которой идут активные дискуссии. Но современное развитие технологий диктует свои правила. Конечно, как всё новое и не до конца понятное, биометрия попадает под влияние конспирологии и обрастает множеством мифов. Но давайте смотреть на факты», - сказала она.
Эксперт напомнила, что биометрия успешно применяется за рубежом, и особенно много примеров связано с различными вариантами контроля при онлайн-продажах алкоголя и табака. В России биометрическая идентификация используется и в коммерческих сервисах, и при получении Госуслуг.
«Мы недавно провели исследование, и увидели, что число людей, готовых предоставить биометрию, растёт. Этому способствовала и активная информационная кампания органов власти, и, например, маркетинговые акции крупнейших банков. По данным нашего опроса, 10% респондентов уже предоставили данные в Единую биометрическую систему и ещё 27% готовы это сделать», - рассказала Анастасия Пермякова.
Практика показывает, что использование биометрии позволяет решать социально значимые проблемы. Респонденты позитивно относятся к тому, что биометрия используется для поиска потерявшихся людей (84%), для контроля миграционных потоков (82%), при дистанционных медосмотрах для водителей (76%). А если говорить о защите от кибермошенников, то биометрию дополнительно готовы предоставить ещё 12% совершеннолетних граждан.
Использование Единой биометрической системы в онлайн-торговле, в частности, поможет в отсутствие механизма юридически значимой идентификации возраста, считает Анастасия Пермякова. Подтвердить возраст по биометрии онлайн можно будет как при оформлении заказа в приложении или на сайте, так и при его получении, в том числе через устройство курьера или терминал в пункте выдачи.
«На сегодняшний день есть поручение Правительства провести пилотный проект по продаже товаров с возрастными ограничениями на маркетплейсах при подтверждении возраста через биометрию. Начать решили с продаж энергетиков и пиротехники. При успешной реализации пилотного проекта практика может распространиться на продажу алкоголя, в частности – вина российского производства. Свыше 60% опрошенных нами людей одобряют данную инициативу», - сообщила Анастасия Пермякова.
В 2024 году рынок интернет-торговли в России вырос на 41% и составил не менее 9 трлн рублей. Однако приобретение товаров с возрастными ограничениями остаётся недоступным, что ведёт к расцвету «серого» рынка. По некоторым оценкам, объём нелегального онлайн-рынка алкоголя в том же 2024 году мог достичь 100 млрд рублей.
Специалисты АЦ опросили экспертов, 67% которых поддержали онлайн-продажи товаров с возрастными ограничениями. Среди преимуществ они обратили внимание на повышение удобства для покупателей, а также на развитие отдельных секторов экономики за счёт продвижения российской продукции более доступным способом. Противники онлайн-продажи товаров с возрастными ограничениями, которых оказалось 33%, опасаются, что легализация онлайн-продажи создаст возможности для обхода контроля возрастных ограничений, а также указывают на недостаточность механизмов противодействия обороту контрафакта на маркетплейсах.
«При этом онлайн-продажа алкоголя не окажет значимого негативного социального влияния», - заявила Анастасия Пермякова, ссылаясь на исследование Центра развития потребительского рынка экономфака МГУ им. М.В. Ломоносова, где пришли к выводу, что расширение каналов продаж через интернет не приводит к росту общего уровня потребления вина, пива и алкоголь-ассоциированных последствий, а запретительные меры в борьбе с алкоголизмом имеют низкую эффективность. Наоборот, интернет позволяет корректировать потребительские привычки через таргет, что может быть использовано для формирования более ответственной модели употребления алкоголя.
КОНТАКТЫ
ФКУ «Ространсмодернизация»
127055, Москва, ул. Лесная, д.59, стр.2-4
127055, Москва, ул. Лесная, д.59, стр.2-4
Пн-Чт:
Пт:
Сб-Вс:
9:00 – 18:00
9:00 – 16:45
Выходной
Пн-Чт:
Пт:
Сб-Вс:
9:00 – 18:00
9:00 – 16:45
Выходной
КОНТАКТЫ
ФКУ «Ространсмодернизация»
Для обратной связи заполните форму:
127055, Москва, ул. Лесная, д.59, стр.2-4
Пн-Чт:
Пт:
Сб-Вс:
9:00 – 18:00
9:00 – 16:45
Выходной
127055, Москва, ул. Лесная, д.59, стр.2-4
Пн-Чт:
Пт:
Сб-Вс:
9:00 – 18:00
9:00 – 16:45
Выходной
© 2025 ФКУ «Ространсмодернизация»